[(Мар) Ава; Ава бар Брих Севьянех; сир. ( ); ] († 751), католикос Церкви Востока (с 741). Сведения о М. А. немногочисленны, их основными источниками являются «Книга башни» (XI-XII вв.) и «История» Григория Бар Эвройо (XIII в.). М. А. род. в г. Кашкар (по др. сведениям, недалеко от него), где позднее стал епископом. В 741 г., после смерти католикоса Петиона, он, согласно канонам, принял местоблюстительство престола Селевкии-Ктесифона, а затем был избран предстоятелем Церкви Востока. Для отличия от одного из своих предшественников, также носившего имя Мар Ава (см. Мар Аба I), он предпочитал именоваться «Ава». Первоначально у М. А. были сложные отношения с наместником Ирака Юсуфом ибн Умаром ас-Cакафи (738-743), однако впосл. конфликт между ними разрешился. Др. конфликт был связан с тем, что некоторые представители клира пытались изъять из юрисдикции католикоса школу в Селевкии-Ктесифоне (сохр. послание М. А. к ее преподавателям и ученикам). На 6-м году правления М. А. ввиду напряженной обстановки решил уехать в Кашкар, оставив в Селевкии-Ктесифоне 2 наместников, и в течение года жил в мон-ре в Васите; путешествовал также в Куфу и Хиру. Долгое отсутствие М. А. привело к тому, что его имя исключили из диптихов, но затем он примирился с паствой и вернулся на кафедру. Согласно источникам, М. А. умер в возрасте 110 лет и был похоронен в Селевкии-Ктесифоне.
М. А. был начитан в церковной лит-ре, изучал диалектику и составил толкование на творения свт. Григория Богослова, комментарий к «Органону» Аристотеля, «Книгу начальников», возможно содержавшую перечень мусульманских правителей Ирака (перечисленные произведения не сохр.). Из обширного гомилетического наследия М. А. известны лишь фрагменты, которые вошли в сб. «Сад наслаждений» (G ), составленный между X и XIII вв. и представляющий собой собрание комментариев на богослужебные чтения из Свящ. Писания (Penn. 2015. P. 210; см. также: Reinink. 1979). В частности, в сборник вошли мемра (поэтическая гомилия) М. А. на Ис 52. 13 - 53. 12 (Idem. 1987) и отрывки его толкований на Мф 1. 18-25 и Ин 20. 17, в к-рых присутствует полемика с учением, содержащимся в Коране. Так, комментируя Мф 1. 18-25, М. А. говорит не только о плотском рождении Сына от Девы Марии (особенно подчеркивая, что слова «Иосиф... принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца» указывают на приснодевство Марии), но и о Его предвечном рождении от Отца. Критика тех, кто «не принимает в своем исповедании ( ) слово «рождение» ( )», обращена против 112-й суры Корана: «Аллах, вечный, не родил и не был рожден» (аяты 2-3). Экзегеза слов Христа после Воскресения в Ин 20. 17 («Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему») содержит полемику с «арабами, живущими в наши дни» и отрицающими Божественную природу Иисуса. По мнению М. А., слова из Ин 20. 17, напротив, служат указанием на то, что Христос был Богом и человеком. Вероятно, полемические сочинения М. А. были составлены в период правления халифа Абд аль-Малика (685-705) из династии Омейядов, при к-ром усилилась антихрист. пропаганда. Между 685 и 691 гг. на Храмовой горе в Иерусалиме была возведена мечеть Купол скалы. Ее мозаичные надписи содержат коранические тексты, направленные против христ. учения о Св. Троице и Боговоплощении, в т. ч. 112-ю суру, а также аят 36/37 («Аллах - мой Господь и ваш Господь») из 19-й суры, которая посвящена Деве Марии и Иисусу (см.: Blair S. S. What is the Date of the Dome of the Rock? // Bayt al-Maqdis: ‘Abd al-Malik's Jerusalem / Ed. J. Raby, J. Johns. Oxf., 1992. P. 86). Кроме того, 112-я сура чеканилась на монетах Абд аль-Малика, что, по всей видимости, дало основание М. А. обозначать ее словом т. е. офиц. исповедание. Т. о., принадлежащие М. А. отрывки сб. «Сад наслаждений» могут рассматриваться в качестве одних из самых ранних примеров христ. полемических текстов в адрес ислама (Reinink. 1999).